С 23 сентября по 4 октября 2013 года в Варшаве состоялось ежегодное совещание ОБСЕ по человеческому измерению. Участие в этом представительном форуме нескольких российских НПО было поддержано Фондом Горчакова. В 2013 году неправительственные организации из РФ активно участвовали практически во всех заседаниях, посвященных анализу ситуации с реализацией и защитой основных прав и свобод человека
1 октября делегация Российского общественного института избирательного права приняла участие в рабочем заседании по теме «Демократические выборы и наблюдение за выборами — разделение лучших практик». Фонд Горчакова обеспечил участие представителей четырех российских НПО в работе открывшегося 23 сентября в Варшаве 17-го совещания Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по рассмотрению выполнения обязательств в области человеческого измерения. Он же поддержал поездку в столицу Польши делегатов Всемирного русского народного собора, Международного союза немецкой культуры, Евразийской сети политических исследований и Российского союза молодежи.
В рамках совещания прошли заседания по таким темам, как «Терпимость и недискриминация», «Основополагающие свободы», «Свобода религий или убеждений», «Свобода собраний и объединений», «Гуманитарные вопросы и другие обязательства», «Демократические институты». Одной из особенностей мероприятия является активное участие в нем как официальных делегаций, так и представителей гражданского общества.
В пресс-службе Фонда Горчакова известный российский политолог и эксперт, директор Евразийской сети политических исследований Виталий Меркушев высказался о проведенном мероприятии:
«К удивлению многих обозревателей и экспертов ОБСЕ, неравнодушных к российским проблемам, в этом году во многом благодаря широкому представительству россиян на совещании удалось не только переломить повестку дня по многим важным для россиян правозащитным проблемам, но и, используя маятниковое участие спикеров российских официальных и общественных дипломатов, добиться того, что традиционные для площадок БДИПЧ обвинительные лозунги утонули в достаточно слаженном хоре российских официальных дипломатов и дипломатов-общественников, пытавшихся донести до форума свои наболевшие проблемы. Российские НПО выступали практически без координации усилий (многие представители познакомились только в Варшаве). При общем дружеском настрое не было видно сервильности по отношению к официальным представителям внешнеполитических ведомств страны (в чем часто обвиняют российские НПО, цели и интересы которых соответствуют некоторым направлениям внешней политики государства).
Общей установкой для россиян была интеллектуальная борьба с двойными стандартами в защите прав человека, представители российских НПО открыто говорили о своих и общих проблемах, не забывая отстаивать и свои национальные интересы в этой сложнейшей и болезненной сфере. Безусловно, совещание в Варшаве показало и трудности перевода языка российской общественной дипломатии в прямом и переносном смысле. Пока еще слабы навыки россиян, общественных дипломатов в работе с другими делегациями НПО как с дружественными, так и с оппонентами, слаба координация подготовки к таким форумам среди самих российских НПО и еще остаются советские родимые пятна боязни работы в кулуарах.
Очевидно, что правозащитная проблематика не должна полностью быть вотчиной «чистых» правозащитников-борцов за права человека, работа их НПО и их личная активная правозащитная деятельность и прямая нелицеприятная критика действий как властей так и организаций гражданского общества и индивидов крайне важны. Но эта деятельность может и должна базироваться на комплексной и, по возможности, социологически обоснованной глубинной информации и внешнем анализе сложных правозащитных процессов со стороны экспертных НПО. В этом процессе, конечно, важно и налаживание новых коммуникационных мостов с представителями других стран и международных организаций со стороны НПО, главным направлением работы для которых является общественная дипломатия.
Попытки создания таких правозащитных триад НПО в современной России работают пока слабо, во многом из-за того, что они действуют по принципу «свои» – «чужие». Уход от подобной дихотомии позволит не только осуществлять такие успешные единичные акции, как это было на совещании в Варшаве, но и поможет создать среду, в которой социологические и коммуникационные инструменты позволят во многом рационализировать действия, подверженные чрезмерной эмоциональной нагрузке. Без эмоций защищать права человека практически невозможно, но нужно уметь четко разделять, где обычные чувства ущемленных индивидов и групп, а где двойные стандарты и интересы международных игроков, для которых права человека – лишь инструмент решения внешнеполитических задач. Российская делегация НПО доносила эти идеи в разных формах до широкой аудитории совещания.
Осеннюю поездку на совещание можно назвать прорывной для российских дипломатов-общественников. «Россия, оказывается, доминирует здесь», — так с удивлением говорили друг другу руководители группы американских НПО, представляющие афроамериканскую часть населения США (три женщины и один мужчина). Они, даже не зная контекста, для посвященной европейской аудитории произнесли практически хором слова из известной песни Boney M «Оh Those Russians»!